вторник, 6 декабря 2016 г.

Развитие творческих возможностей обучающихся основной школы на основе технологий мини - проектов на уроках истории «Я знаю для чего мне надо то, что я познаю. Я познаю, где и как эти знания применить». История

«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли», - писал известный педагог В.А. Сухомлинский. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия.Вера в ребенка, его возможности, в его творческий потенциал и постоянная поддержка успеха – вот та основа, на которой строится работа педагога. Главная сложность – нащупать, определить индивидуальное пространство, в котором ученик будет раскрывать свои способности, о которых возможно, не подозревает.

Считаю, что в учебной деятельности важно, чтобы обучающиеся учились не просто запоминать то, что говорит преподаватель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно.

В своей работе опираюсь на основные принципы творчества педагога-новатора И.П. Волкова:
  • Знание – фундамент творчества;
  • Строгий отбор учебного материала;
  • Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;
  • Индивидуальный подход в обучении.
Для организации продуктивной работы обучающихся на уроках, необходимо использовать активные методы обучения, одним из которых являются метод проектов. Проектная деятельность – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
 Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим учеником, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От обучающегося требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.  
 Чем этот метод лучше? Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже,  бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, ребята учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
В-четвёртых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеурочное время, но отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории уже в 5-9 классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики, направленные на развитие социально-коммуникативных компетенций обучающихся. Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:
  • во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент;
  • во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию;
  • в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Мини-проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала.
В своей педагогической практике на уроках истории чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие, ролевые.
Хочу предложить вам несколько примеров применения метода мини-проектов на уроках истории из своей практики работы.
По сути, технология мини-проектов обучения представляет систему, которая включает в себя 3 этапа:
  1. Подготовительный этап.
На данном этапе обучающиеся 5–6-х классов учатся представлять исторический материал в различной форме (с помощью анализа, систематизации, творческого переосмысления):
– составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки;
– представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки;
– составляют презентации и сообщения, рефераты и др.
В частности, в 5-м классе, изучается большое количество интересных тем. Это и «Древний Восток», и «Древняя Греция», и «Древний Рим» – всё это очень занимательные темы и ребята с удовольствием занимаются поиском информации о каждой из них. Конечные продукты этих мини-проектов могут быть разными: от простых сообщений до замечательных коллекций рисунков и поделок.
  1. Переходный этап.
Обучающимся 6–7-х классов предлагается, по желанию, принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей, а также формируется ИК  культура, т.к. ребята активно обращаются к сети ИНТЕРНЕТ. На этом этапе продолжают формироваться предметные и информационные компетенции обучающихся,  которые оформляются в определённую систему. Ребята осваивают навыки работы в группе, формируется их готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию.
 Так, в 6 классе при изучении курса истории средних веков, обучающимся предлагается выполнить информационные проекты «Непростая история простых предметов», «Живые традиции Востока», «Рыцарский замок». Результатом работы стало создание презентаций. При изучении курса истории России начинается работа над проектом «Современники». Когда ребята по своему выбору подбирают материал о правителях, выдающихся полководцах, народных героях, деятелях культуры, религиозных деятелях и т.д., живших в одно время в российском государстве, в Европе и в Азии. Информацию о каждом из них ребята представляют по-разному: презентация, иллюстрированная книжка, сообщение и т.д. Работа над проектом продолжается в 7-9 классах.
  1. Заключительный этап.
Обучающиеся 8–9-х классов принимают участие по созданию информационных, игровых, исследовательских, творческих, ролевых проектах. Этот этап является наиболее плодотворным в плане сотрудничества учителя и учеников в проектной деятельности, т.к. ребята имеют достаточно стабильные навыки работы с исторической информацией и способны ею оперировать. Я включаю в учебную программу несколько проектов, обязательных для выполнения всеми учениками класса. Например, по истории России в 8-м классе «Золотой век русской культуры», в 9-м классе по истории России «Духовная жизнь Серебряного века», проект «Чтобы помнили» (Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.).
Третий этап можно, условно, назвать заключительным, т.к. предполагается продолжение развития проектной деятельности на качественно новом уровне в 10-х и 11-х классах.
     При выполнении проектной  работы необходимо, на мой взгляд,      придерживаться следующих рекомендаций:
  • во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать ребят, желательно поощрять их самостоятельность;
  • во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и дополнительный материал;
  • в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Проекты дают простор для творческой инициативы обучающихся. Они должны писать,  рисовать рисунки, вырезать, наклеивать, изготовлять, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office. «Я знаю для чего мне надо то, что я познаю. Я познаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Нужно отметить, что для организации учебных мини-проектов нужна предварительная подготовка, поэтому о нём объявляется заранее (3-4 недели). От учителя требуется не только умение организовать детей, но и помочь с определением подходящих источников, рационально распорядиться временем урока, в соответствии с возрастными нормами, применять техническое обеспечение урока, составлять домашние задания.
Таким образом, проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научатся
анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Литература:
  1. Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений (работаем по новым стандартам)/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. - -  №4. С.71–72.
  3. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.
  4. Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. - М.: Русское слово, 2008.
  5. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Библиотека учителя истории. - М.: Владос, 2007.


Комментариев нет:

Отправить комментарий