пятница, 2 декабря 2016 г.

Особенности использования творческих заданий и проектной деятельности школьников в курсе обществознания

Татьяна Федоровна Григоренко – методист по истории и обществознанию, ООО «ИОЦ Мнемозина», Москва.

Стремительно развивающийся современный мир, значительные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения перспективных педагогических технологий, методов и средств обучения. 
Особое внимание следует уделять тем технологиям, которые будут способствовать формированию творческой, социально-активной личности, готовой к управлению собственной жизнью, а в дальнейшем, и делами общества. Организация творческой и проектной деятельности на уроках обществознания поможет развить у школьников креативность, способность к инновациям, самостоятельность и ответственность. Творческая деятельность предполагает некую новизну, новое решение проблемных вопросов, что является основой и проектной деятельности, в процессе которой создается новый продукт. Творческая и проектная деятельность настолько взаимосвязаны между собой, что можно говорить о творческом проектировании как о едином процессе. Так, Н.В. Матяш отмечает творческий характер любой проектной деятельности: «Проектная деятельность школьников – это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения»1. Н.П. Сибирская отмечала проектирование, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления, которое выступает одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании2.

В курсе обществознания творческое проектирование имеет некоторые особенности. Во-первых, это социальная направленность творческих заданий, обращение к современным реалиям в отличие от творческих заданий по истории, которые в той или иной степени отражают события прошлого. Во-вторых, творческое проектирование в курсе обществознания ориентировано на практическую полезность, а в идеальном варианте, на применение новаторских идей в современной жизни или недалеком будущем. К примеру, ученики основной школы готовят проект «Доступная среда – детям». Прежде всего, школьники должны увидеть проблемы, препятствующие детям-инвалидам полноценно удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Для этого они проводят исследование, собирают информацию о количестве детей-инвалидов, обучающихся на дому и не посещающих школу (в своем районе или городе), выясняют, что этому препятствует. Творческие задания в процессе выполнения данного проекта могут быть самые разные. Например, взятие интервью. В отличие от уроков истории, где интервью выступает как игровой прием составления учениками вопросов и ответов в воображаемой беседе с историческими персонажами (творчески реконструируя образы реальных людей или типичных представителей определенной исторической эпохи), в курсе обществознания предполагается взятие интервью у реальных людей. Например, интервьюирование родителей школьников-инвалидов или их соседей; взятие интервью у самих школьников с целью выявления причин, мешающих детям обучаться вместе со всеми, уточнение пожеланий родителей и детей по обеспечению им доступной среды; взятие интервью у представителей администрации с тем, чтобы понять причины существующего положения. Прежде, чем брать интервью, нужно составить вопросы, которые предполагается задать и при этом помнить, что вопросы должны быть предельно тактичными и корректными. Необходимо продумать, каким образом будут заданы вопросы (в ходе личной встречи, или по телефону), как будут фиксироваться ответы, учитывая при этом этические нормы использования личной информации других лиц. После того как будут выявлены причины, изучен опыт решения подобных проблем другими субъектами, школьники разрабатывают и предлагают свой проект создания доступной среды для детей-инвалидов с учетом конкретной ситуации и общей проблемы в целом. На данном этапе как раз и проявляется креативность, границы которой зависят от внутреннего потенциала ученика, его способности к анализу накопленной информации и к созданию нового продукта. К сожалению, далеко не у всех школьников, выполняющих творческие задания, наступает озарение – внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-либо3, которое является важнейшим компонентом творчества. Как отмечал великий русский композитор П.И. Чайковский «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Иногда выполнение проекта носит сугубо формальный характер, ученики переписывают найденные в СМИ готовые решения проблемы без учета конкретных ситуаций. Подобная деятельность, конечно, не может считаться творческой. В таких случаях важно сформировать у школьников эмпатию, стремление привнести свой вклад в оказание реальной помощи детям-инвалидам. Готовый продукт может быть представлен в виде доклада, презентации, рисунка, макета, чертежа в зависимости от степени решенности проблемы. В готовом продукте должны быть предложены не только творческие идеи, но и возможности их реализации на практике. В идеале желательно, чтобы ученик доказал жизнеспособность своего проекта при его защите. Таким образом, в проектной деятельности творческие задания связаны в единое целое и представляют собой систему.

Сегодня в старшей школе социально-направленным и актуальным может быть проект «Беженцы-школьники в твоем классе». Творческий момент этого проекта будет заключаться в том, чтобы найти способы быстрейшей адаптации школьников, имеющих статус беженцев, к новым условиям, чтобы ребята, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могли продолжать обучение в школе. И в первом, и во втором проектах важнейшую роль играет их позитивная составляющая, а также реальная возможность оказать влияние на существующий порядок вещей, что в свою очередь, служит мощнейшим стимулом для развития творческой деятельности личности.

Еще одним интерактивным методом обучения, предполагающим реализацию творческих заданий, является деловая игра. Она особенно эффективна при изучении сложной темы, т. к. в процессе игры у школьников появляется больше мотивации, они легче усваивают необходимые знания, могут проявить свои творческие способности. Например, при изучении уголовного права целесообразно провести деловую игру «Взятка», в которой поднимается проблема бюрократизма, коррупции и правонарушений. Можно обыграть роль человека, которого, вынуждают дать взятку, роль чиновника, который берет взятки, а также представителей правовых органов, пресекающих взятки. Желательно обыграть еще ситуацию, когда проблемы решаются без взятки. В такой деловой игре творческим компонентом является постановка сценария, обыгрывание самих ситуаций, а также предложение решения проблемы в правовом поле. Проигрывание подобных ситуаций на себе, прочувствованные роли «героев» помогут в дальнейшем решать все вопросы, не нарушая законодательство.

Сложной для понимания в основной школе является тема власти и политики. При изучении данной темы можно организовать ролевую игру и разделить класс на группы, отражающие разные виды власти (родительскую, административную, государственную). Накануне дать опережающее творческое задание группам: подготовить мини-сценки на 2–4 мин., которые продемонстрируют каждый вид власти. Сценки помогут вжиться в роль и лучше понять специфику властных отношений. Также можно предложить ребятам проиллюстрировать ресурсы, обеспечивающие властные полномочия каждого вида власти с помощью рисунков, плакатов, предметов и т. д.

Еще одно творческое задание – это выполнение роли в уже заданной ситуации. Например, в суде рассматривается уголовное дело в отношении несовершеннолетнего подроста, которому уже исполнилось 16 лет. Преступление состоит в том, что он пытался поздно вечером совершить кражу спортивного инвентаря из спортзала, но в момент выхода из школы был задержан сторожем. Присутствуют на суде: судья, адвокат, прокурор, мать (отец) мальчика, социальный работник, сторож (в качестве свидетеля). Ученики играют эти роли, каждая сторона (обвинения и защиты) в этом процессе стремится решить свои задачи. Прокурор требует наказать виновного, чтобы тот не повторил содеянное. Адвокат пытается смягчить возможное наказание, мотивируя это тем, что спортинвентарь подросток хотел похитить с благой целью – занятие спортом. Мать просит суд отпустить ее мальчика, потому что он всегда был очень внимательным, послушным, и она не понимает, как это случилось. Социальный работник должен собрать сведения о семье, просить суд быть милосердным и внести воспитательные элементы в наказание. Сторож описывает факт совершения кражи. Подросток должен просить суд его простить и пообещать, что подобное не повторится. Судья должен свершить правосудие, но при этом не сломать дальнейшую жизнь подростка. Остальные в классе выступают в качестве зрителей, которые анализируют исполнение ролей и фиксируют ошибки.

Разновидностью творческого задания, является решение познавательной задачи, отражающей конкретную ситуацию с уже заданными условиями, обозначенной проблемой и определенной теоретическо-информационной базой. Учащемуся необходимо ответить на ряд поставленных вопросов, используя свои знания по обществознанию с опорой на личный и социальный опыт. Подобные творческие задания включены во вторую часть контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Например, «Надежда отказалась помочь подруге в уходе за заболевшей матерью, сославшись на занятость учебой. При этом многие видели ее в эти дни в развлекательном клубе и дискотеке. Друзья, обвинив надежду в обмане и непорядочности, отказались общаться с ней. Какой социальный процесс отразился в этой ситуации? Укажите вид социальных норм, ставших его основой. Определите вид (тип) примененных санкций»4.

Наиболее известный вид творческого задания – это написание эссе. Слово «эссе» в переводе с французского означает «опыт, проба, набросок, очерк». Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме. Ученик должен изложить свою точку зрения на поднимаемую автором проблему или на один из ее аспектов, обосновать ее, опираясь на знания, полученные при изучении курса обществознания. При доказательстве необходимо использовать обществоведческие понятия и термины, а также примеры из социального окружения и личного опыта, подтверждающие точку зрения автора эссе.

Анализируя особенности творческих заданий в курсе обществознания, необходимо отметить их влияние на развитие личности школьника. Обучающиеся, выполняющие творческие задания чаще других, лучше видят социальные проблемы и готовы быстрее прийти на помощь в реальной жизненной ситуации. Они более любознательны и самостоятельны, а это является условием успешного обучения. Выполнение творческого задания и проектная деятельность помогают создать у школьников ощущение успешности, которое дает ученику уверенность в себе, повышая его самооценку.


Примечания

1 Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьника в условиях

развития технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. 2000.

2 Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий. Энциклопедия профессионального образования в 3 т. М., 1999. Т.2. С. 344.

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

4 Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. М., 2015.


Опубликовано в Статьи за 2015 год.

Комментариев нет

Автор Admin – 14.03.2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий